Храм Воскресения Христова в поселке Быково

Почему я против фильма «Матильда»

Я не буду касаться вопроса о правдивости фильма. Речь не об этом. Речь о том, что можно показывать, а что нельзя. И о том, что нужно показывать. В каком фильме можно участвовать в качестве продюсера, режиссера, актера или зрителя, а в каком это с нравственной точки зрения недопустимо. 

Царь Николай II прославлен Русской Православной Церковью, он свят для миллионов людей нашей страны. Поэтому и фильм о нем надо снимать, как о святом человеке и никак иначе. Присутствие в фильме хотя бы отдельных незначительных сцен, бросающих тень на его святость, было бы непростительной ошибкой. Делать смыслом повествования такие эпизоды является, мягко говоря, неэтичным, более точно — нравственным преступлением, святотатством.

Государь-страстотерпец известен всему верующему народу как человек высоконравственный, благочестивый, познающий Волю Божию и следующий Ей. Известна его чистая юношеская любовь к Алисе — будущей супруге и Государыне Александре Федоровне, любовь, которую венценосная чета пронесла до последней черной минуты, застигшей их в подвале Ипатьевского дома. Тогда палачи уничтожали тело Государя, теперь — пытаются уничтожить светлый его образ. Я видел отрывки фильма и могу сказать: «Это — не Государь Николай Александрович. Это другой человек. Не тот, которого мы с тоской видим на документальной кинохронике и старых фотографиях. И, тем более, на иконах. У него другой взгляд, иные движения, которые выдают характер, самую душу человека. Это не тот образ! Это — наглая ложь!» И это – не неудачная игра актера, не ошибочное представление режиссера. Это, с позволения сказать, произведение стоит в одном ряду с телевизионным судом над Лицом Русского народа  благоверным великим князем Александром Невским; с фильмом «Орда», где оболган святой митрополит Московский Алексий;  с фильмами, где режиссеры-«правдюки» (очень удачный термин Виктора Саулкина) под видом «правды жизни» пытаются смешать с грязью героический образ русского (неважно, узбекского, украинского, грузинского… — тогда все были русскими) солдата. Стоит в одном ряду со взрывом Храма Христа Спасителя и всех уничтоженных церквей, с Соловками, с Бутово…

Они не могут успокоиться, потому что несмотря ни на что «здесь русский дух, здесь Русью пахнет»! И так будет, и дух этот, наш дух, живет и будет жить в людях, у которых по выражению Фазиля Ирзабекова «просто физически болит сердце, когда плохо говорят о России»! И эта боль заставляет нас сказать господину Учителю: «Не выйдет ваш фильм! Ничего у вас не выйдет!»

Нам, действительно, нужны фильмы о наших вождях, воинах, ученых и самых простых людях. Но такие, где наш святой обладает высшей святостью, воин — высшей доблестью, ученый — самым изобретательным умом… Киноленты, которые будут воспитывать настоящего человека, а не гнилого обывателя-потребителя. А поделки, подобные «Матильде», можно поставить в один ряд с порнографией, за которую Церковь наказывает не только производителей, но и покупателей, т.е. зрителей.

Настоятель храма Воскресения Христова 
священник Олег Варенцов