О символике храма
По форме они были круглые, крестообразные, восьмиугольные и др., но главное, что храм всегда представал как целостный символ.
Храм — это и образ Вселенной, и образ существующей в ее пределах Вселенской Церкви.
Храм также и образ Тела Христова, образ грядущего и утраченного через грехопадение горнего Нового Иерусалима, это претворение невидимого в видимое. Пребывание в храме и молитва во время богослужений — это важнейшая сторона духовной жизни человека. Ибо, по словам святого Иоанна Дамаскина, «мы не в состоянии подниматься до созерцания духовных предметов без какого-либо посредства, и для того, чтобы подняться вверх, имеем нужду в том, что родственно нам и сродно».
Следует отметить, что самые первые христиане молились не в храмах, а, будучи гонимыми, тайно проводили богослужения в домах, пещерах или катакомбах. Однако, по мере распространения христианства, началось строительство храмов, которые были призваны и внутренним и внешним содержанием возводить ум христиан к горнему миру и воплощать в себе соединение земного и небесного.
Основные части храма, это — алтарь, собственно храм и притвор. Алтарь, — это сердце храма, где незримо на престоле восседает сам Христос-Спаситель и где во время Божественной Литургии происходит таинство Евхаристии, когда хлеб и вино непостижимым образом пресуществляются в Тело и Кровь Христову. Основная часть храма — место, где верующие собираются на молитву, символизирует собою все пространство земли, опекаемое Вселенской Церковью, мир сотворенный, но уже освященный Богом и оправданный. Третья часть — притвор, исторически предназначающийся для находящихся на пути покаяния, а также «оглашенных», готовящихся принять крещение.
Если храм есть образ мира, устроенного Божественной Премудростью, то каждая его сторона имеет особый смысл. Алтарь обращен всегда на восток. Это область света, рая. Это напоминает нам о том, что Христос — Солнце правды, Свет разума.Идея восхождения к Богу в христианском храме выражается в том, что весь храм строится на возвышенности и алтарь в нем на несколько ступенек возвышается над полом. Часть этого возвышения, выступающего на середину храма, называется амвон (от греч. Ано – вэно) — восхождение на высоту.
Западная сторона храма — это страна заходящего солнца, область мрака, скорби, смерти. Не случайно икона «Страшный Суд» помещается всегда на западной стене.
На северных и южных стенах храма, расписанного фресками, можно увидеть важнейшие события евангельской истории.
Внутреннее строение храма — это крестово-купольная система: два перекрещивающихся цилиндрических свода, на пересечении которых находится барабан с куполом и крестом.
В храме есть единство трех осей: ось запад-восток; ось север-юг; ось вертикальная земля-небо. Эти три оси образуют пространственный крест, Хранитель Вселенной, Символ всеобщей связи и вечной жизни.
Перекрестье креста находится в центре храма под куполом, между 4-мя столбами. Купол — глава, символизирующая Христа Спасителя. На столбах изображаются святые, которые распространили и утвердили Вселенскую Церковь словом, трудами и подвигами своей жизни. Они воистину столпы Церкви.
Соответственно четырем углам храма, в парусах его основных столбов помещаются изображения четырех евангелистов, раскрывших в четырех Евангелиях полноту жизни и учения Спасителя.
Православный храм, сообщая нам через свои символы о произошедшем, дает нам знание о настоящем и будущем, которое незримо соотносится с вечным и непреходящим. Расположение храма, его архитектура, внутреннее убранство, росписи — все символически выражает то, что непосредственно изобразить невозможно.