Храм глазами архитектора
В конце 2001 г. о. Олег обратился ко мне с просьбой сделать проект храма для пос. Быково.
Надо сказать, что проектировать храмы в МАРХИ (Московский Архитектурный Институт), который я заканчивала в 1974 г., не учили, хотя был курс по истории архитектуры и искусства. Раздел древнерусского искусства всегда был мне очень интересен. Я любила ездить по русским городам и знакомиться с шедеврами древнерусского зодчества. Но проектирование храмов — это отдельная тема. На протяжении 5-6 лет до 2001 г. я по крупицам собирала, где могла, материалы по проектированию храмов. Это была очень сложная часть работы, потому что тогда таких материалов было очень мало. Мне много дала работа в институте «Спецпроектреставрация» и учеба в Высшей школе реставрации.
Участок под храм в пос. Быково был интересен тем, что там находится памятник воинам, погибшим в годы Великой Отечественной Войны 1941–1945 гг. Место уже святое. Поэтому строительство храма там создавало ансамбль, воинский мемориал. Но чтобы приступить к этому проекту, необходимо было получить благословение батюшки и провести огромную работу по сбору материалов: богословских, исторических, архитектурных.
Приступая к проектированию современного православного храма, я стремилась вернуться к православным национальным корням, т.к. духовное возрождение нашего народа возможно именно на основе национальной культуры.
Архитектура, как вид искусства, являет выражение духовности народа, создавшего ее. Поэтому я стремилась сохранить древние каноны и традиции русской храмовой архитектуры. Для нашего храма было решено остановиться на центричном ступенчатом типе храма. Он появился в начале XII в. в Смоленске, в начале XIII в. в Новгороде, в начале XVI в. — в Москве.
Наш храм — небольшой, на 400 человек, поэтому, чтобы он был величественным и монументальным, он должен быть очень лаконичным, с крупными членениями. Чтобы монументальный храм не был холодным и безликим, необходимы мелкие детали и членения, но и здесь во всем нужна мера. Объемно-пространственное единство, сосредоточение масс вокруг центральной оси, покрытие угловых частей храма полуциркульными сводами, передавали распор верхних сводов на пониженные участки стен, образуя конструктивно оправданное трехместное завершение. А идейно — все в Храме стремится к главному куполу, кресту, символизирующему главу Церкви — Христа Спасителя. Динамика нарастающих криволинейных форм усиливается оконными обрамлениями и кокошниками основного барабана.
Место, где должен был строиться храм, изначально было оврагом между трех дорог. Лет пятьдесят назад при постройке кинотеатра его засыпали щебнем, но грунтовые воды все равно подходили близко к поверхности. Из-за этого цокольный этаж не мог быть глубоким, всего метра полтора. В нем о. настоятель планировал сделать подсобные помещения, которых всегда не хватает. Сейчас там размещаются мастерская, воскресная школа, проводятся занятия с детским хором.
Итак, проект храма создавался с декабря 2001 г. по июнь 2002 г. В апреле-мае 2002 г. был выкопан котлован под храм. Два года котлован стоял, ожидая начала стройки.
Параллельно со строительством нового храма шла реконструкция фойе кинотеатра «Полет» под малый храм. В первую очередь помещение надо было расширить, убрать сплошную стеклянную стену. Прямоугольный изначала, если можно так выразиться, сарай нужно было превратить в дом молитвы. Несущие столбы кинотеатра остались, но были расширены, что придало им вид и характер храмовых опор. Внешнюю стену украсили два красивых крыльца и изящные окна, вписанные в арки, между которыми уютным дополнением стали изразцы с символическим изображением креста. Оба входа увенчали главки с крестами. В июне 2002 г. была завершена отделка малого храма.
В августе 2002 г. была построена входная часовня. Вход всегда является акцентным местом в храмовом ансамбле и оформляется либо аркой, либо надвратным храмом. В нашем случае было решено построить часовню. Появившись до постройки главного храма, она являлась как бы преддверием, обещанием, что когда-то здесь действительно будет стоять новый, величественный храм, хотя в то время в это верилось с трудом.
14 сентября, в день церковного Новолетия, была освящена бетонная плита — основание храма. Возведение стен цокольного этажа нового храма началось только в июне 2004 г. В августе 2005 г. стены храма достигли 12 м, в октябре — 18 м. В июле 2006 г. была завершена кирпичная кладка храма со всеми арками и сводами. Батюшка отслужил молебен, на самом верху храма был установлен крест, который стоял затем на стройке постоянно, перемещаясь за несущими стенами.
18 марта 2007 г. состоялся знаменательный день логического завершения архитектурного сооружения — увенчания храма куполом. Поскольку в храмовом ансамбле находится воинский мемориал, то доминантой стал органично вписавшийся золотой купол шлемовидной формы, что нисколько не спорит с маковками на звоннице и малом храме.
Важным элементом, как в практическом, так и в символическом плане, являются окна. Еще в древних византийско-русских храмах окна были намеренно узкими, так, что даже в яркий солнечный день внутри храма царил полумрак, символизирующий земную человеческую жизнь, находящуюся в сумраке неведения и греха, в котором все-таки светит негасимый свет веры, свет Божий. В нашем храме окна выполняют двоякую функцию: освещение и вентиляцию. Основным источником света являются окна в барабане и на боковых стенах. Окна барабана несут свой символический смысл. Так, сами окна обозначают свет учения Церкви, простенки — чины святых, а карниз, венчающий барабан — небесные силы. Окна, расположенные на стенах должны давать необходимое количество света, но быть достаточно высоко, выше человеческого роста, чтобы ничто внешнее не отвлекало от молитвы.
Вслед за установкой окон в апреле 2007 г. в июне того же года были получены двери, высокие, увенчанные циркульными арками, повторяющими форму окон и сводов, что создает впечатление устремленности вверх, желания оторваться от земли.
И наконец, благодаря трудам и заботам о. Олега, стараниям строителей — настоящих мастеров своего дела — 14 августа 2007 г. была отслужена первая служба в новом храме. Многое еще предстоит сделать в оформлении интерьера и благоустройстве храма, но уже сейчас, когда я вхожу в церковную ограду, я могу с уверенностью сказать — мне не стыдно.
Сибирякова Татьяна Михайловна,
архитектор Храма Воскресения Христова