Проповедь в Неделю по Рождестве Христовом
Вот уж неделю празднуем мы Рождество Христово. Елки, подарки, концерты, деды Морозы… Есть мнение, что это детский праздник. Или семейный праздник, этакое торжество семейного благополучия. Откуда это повелось, и почему все так? С подарками ясно — волхвам подражаем, принесшим Богомладенцу дары свои. Хорошее дело подарки, особенно детям на праздник, но, братья и сестры, заметим: волхвы-то не игрушки малышу принесли! Все дары — со смыслом великим: золото — Царю Иудейскому, Священнику — ладан, и смирну — Ему, Мертвецу! Стало быть, волхвам подражая, в сей Праздник не деткам, но Богу нам следовало бы дары приносить. Богу, который человеком родился с единственной целью — за нас умереть! Какое уж тут благополучие? В такое мы зло обратили нам данную Богом свободу, что Он, Бессмертный, приходит на землю за нас умереть. Как удивительно прекрасно, что Слово стало плотью, как радостно, что Сын Божий человеком стал, но причина, по которой Он пришел на землю, совсем безрадостна для нас.
Чем мы ответим на безмерную любовь Его, какие дары принесем? Ответ искать недолго, ответ нам изрекли Его пречистые уста Покайтеся, приближибося на вас Царство Небесное! (Мф., 4, 17) Покайтесь, изменитесь, забудьте все обиды, отбросьте суету, из рук Его возьмите вечное нетленное богатство, оставив временное и тленное свое! И наша радость в духе — лучший дар Ему! Как трудно, кажется нам, жить Небесами, ногами стоя на земле. Но нам Господь для этого все дал. Для этого Он из вертепа через Египет и через Иордан к Великой Пятнице идет. Чтоб в снедь нам дать Божественную плоть свою и в питие бессмертное нам — кровь из прободенного ребра. Что нужно еще нам? И Царство Божие — недалеко искать, по слову Божию, оно внутри нас есть.
Теперь о благополучии семейном, личном. Один рассказчик как-то мне поведал, как он нечаянно в окошко подсмотрел в Германии или еще в Европе где-то домашний праздник на Христово Рождество. Какие нарядные, причесанные детки, как славно они пели, танцевали, елку наряжали, одним словом, умиления взахлеб. И правда, это хорошо. Хорошо, как сказал пролетарский поэт, для «датчан и разных прочих шведов». Нам, наследникам Святой Руси, благополучие свое не может дать покоя сердцу. У нас другое устроение, наш дух не умещается в квартирке, возле очага. Благополучие для нас не идол, мы с легкостью им пожертвуем ради целей высоких.
Вспомним, как Минин и Пожарский ради спасения Руси и веры Православной призывали, если понадобится, и жен, и детей продать.
Вспомним Захарию. Услышана молитва твоя (Лк., 1, 13), прорек ему Ангел. Какая молитва? Мольба об Израиле, о божьем народе, говорят нам святые отцы. И в награду, что слезы он лил не о семейном несчастии, но о погибающем Отечестве своем, отверз Господь утробу неплодной супруги его.
Вспомним слова святого воина непобедимого Феодора Ушакова: «Не отчаивайтесь, сии грозные бури обратятся к славе России». Ни слова о благополучии, слава России — единый критерий. Помолимся и мы среди радости Праздника, чтоб бури грозные скорее миновали, и воссияла слава Царства Православного на нашей Руси!