Гласовый обиход на примере 6 гласа и традиций его исполнения
История церковного пения корнями уходит в глубокую древность. Пойте Богу нашему, пойте (Пс. 46, 7) — говорится в псалме, и основанная Самим Господом, существующая более двадцати веков, Церковь сохранила традицию песенного восхваления Творца. Сам Христос после Тайной вечери, воспев, отправился на Елеонскую гору в сопровождении Своих учеников (См.: Мф. 26, 30).
Человеческий голос, в отличие от музыкальных инструментов, может соединить в себе и мелодию, и слова молитвы — непосредственное, умное обращение к Богу. Примерно такое же сочетание мы видим в гласовой системе церковного пения. Глас — это не только определенный мотив, но и круг богослужебных текстов.
Исторически музыкальная составляющая гласов восходит к древнегреческим ладам и распевам, в соответствии с которыми составляли свои гимны преподобные Андрей Критский, Роман Сладкопевец, Косма Маиумский, Феофан Начертанный и другие древние песнотворцы. Окончательно система гласов была сформирована и упорядочена в трудах преподобного Иоанна Дамаскина (VIII век), а именно, в Октоихе — богослужебной книге, содержащей тексты изменяемых молитвословий восьми гласов. Каждый глас господствует в богослужении всю седмицу до субботы, когда на воскресной всенощной происходит смена очередного гласа. Восемь недель образуют цикл, повторяющийся в течение года несколько раз.
В современной певческой практике «глас» понимается как определенная мелодия, на которую распеваются тексты. Но напевы одного гласа различаются для разных жанров молитвословий — стихир, тропарей, ирмосов, прокимнов, а также в зависимости от места их исполнения: по-разному формировались традиции гласового пения в Болгарии, Сербии, Грузии, на Руси. Иные напевы в Москве, иные в Петербурге. Свои, иногда весьма значительные, отличия в напевах одного гласа прослеживаются в разных монастырях даже одной области.
Этим музыкальное разнообразие гласов не ограничивается. У каждого из них существуют еще самоподобны — богослужебные песнопения со своей собственной метрикой и мелодией, которые выступают образцом для других стихир и кондаков, распевающихся «подобно», т.е. на тот же мотив. Всего в богослужебных книгах упоминается примерно сто пятьдесят самоподобнов. Распевы большинства из них не сохранились, а некоторые сегодня не поются, а читаются.
С течением времени богатство гласовой музыки преумножилось авторскими гармонизациями и переложениями. В своих произведениях духовные композиторы порой следуют интонациям древних распевов, а порой расцвечивают обиходные мелодии новыми гармониями и сложными фактурами, придавая песнопениям особую выразительность.
Рассказать о разнообразии гласовой музыки мы попытались в рамках лекции-концерта «Гласовый обиход на примере шестого гласа и традиций его исполнения», который состоялся 4 марта 2018 года в храме Воскресения Христова в поселке Быково. Песнопения, иллюстрирующие текст лекции, исполнил хор храма под управлением Анастасии Син.