Храм Воскресения Христова в поселке Быково

Причастный стих

Суточный круг богослужений Православной Церкви венчается Божественной литургией, а центральная ее часть – Таинство Причащения. В этом Таинстве происходит непосредственное, физическое общение Бога и человека. «Ядый Мою Плоть и пияй Мою Кровь во Мне пребывает, и Аз в нем.» (Ин, 6:56) Господь ежедневно предлагает Себя нам «примите, ядите: сие есть Тело Мое, еже за вы ломимое» (Мф. 26, 26-28) «пийте от нея вси: сия есть Кровь Моя Нового Завета, яже за вы и за многия изливаемая во оставление грехов» (Лук. 22, 19) И не следует уклоняться от Причастия подобно званым на брачный пир, но не избранным. В Таинстве Причащения – вся суть христианства. Но лишь те, кто с верой и страхом приступают к Святым Тайнам получают благодать, исцеляющую и очищающую от грехов и страстей. 

Таинство это включено во все употребимые чины литургии: чин литургии святого Иоанна Златоуста, чин литургии святого Василия Великого и чин литургии святого Григория Двоеслова (литургия Преждеосвященных Даров).

Во время приобщения священнослужителей в алтаре, совершаемого в знак особой таинственности при закрытых алтарных дверях и завесе, и составляющего святейший после момента пресуществления момент литургии, требующий от молящихся особой сосредоточенности, поется Киноник, или Причастен (κοινωνακόν) – стих, большей частью псалмический. Таким образом, он является неотъемлемой частью любой литургии. 

По своему содержанию он имеет отношение или к службе дня, или воспоминаемого святого, или праздника, а потому и называется «причастен дне», «причастен святого» (Типикон, гл. 2,4), «причастен праздника» (Типикон, последование 8-го сентября). 

Вся высота и красота литургического богословия раскрывается на Пасху. И именно в этот день и во весь пасхальный период мы слышим в конце Евхаристического канона не стих из псалма или строку из Нового Завета, а прямой призыв «Тело Христово приимите, источника бессмертного вкусите».

В качестве составной литургической части, предназначенной занять внимание верующих во время приобщения священнослужителей, причастны известны с глубокой древности. В последующие века с распределением по дням года памятей святых и праздников был выработан и установлен целый круг причастных стихов. С ним мы встречаемся, прежде всего, в Типиконе Константинопольской церкви IX-X веков.

На Западе также установилась практика петь псалмические стихи по особому расписанию. Это называется «communio». На Moзарабской литургии этот стих носит название «ad accendendum» [по возвышении] и обычно состоит из избранных стихов 33-го псалма.

В нашей Церкви Устав довольно конкретно обозначает содержание эпизода причащения духовенства и мирян, полагая петь в это время строку Священного Писания (как правило – псалма). Это соблюдалось довольно строго в средневековых формах как греческой, так и русской литургии.

В XVIII-XIX веках «итальянская» композиторская школа включила в чин Божественной литургии своеобразную «музыкальную паузу», избрав для нее время пения причастна. Киноник утратил распев, его стали поскору пропевать на читке, а во время причащения духовенства стал исполняться свободный музыкальный «концертный номер».

Можно было бы ожидать от церковных музыкантов рубежа XIX-XX веков возрождения не только величия древних распевов, но и некоторых форм совсем еще недавнего богослужения. К сожалению, этого не случилось. Обиход А.Кастальского излагает (и тем самым, как бы закрепляет) пение причастна поскору, на читке. Соловецкий и Валаамский обиходы, основанные на древних монастырских традициях, – тоже. Этому же следует и издание церковных песнопений А.Касторского.

В ХХ веке причастны публикуются в очень малом количестве нотных сборников. Знаменитый «Лондонский сборник» представил целый букет классических авторских композиций воскресного киноника «Хвалите Господа с небес», а также будничные причастны в гармонизации М.Ковалевского. В России же композиторское творчество в жанре причастна не имело сколько-нибудь систематического направления, было не опубликовано и рассредоточено по рукописным библиотекам регентов и композиторов.

И лишь к началу XXI века была проведена систематизация причастного стиха как музыкального жанра. Первую попытку возрождения и систематизации этого жанра предпринял в 1998 году Е. Кустовский (см. Е. Кустовский.    «Причастный Стих». Издательство «Живоносный Источник», Москва, 1998 г.). Его сборник содержит все указанные в Уставе тексты причастнов (кроме причастна из новейшей службы святым царственным страстотерпцам), положенные, в основном, на напевы светильнов, праздничных стихир и «иных ярких песнопений» праздников. 

Некоторые примеры причастных стихов как музыкальных произведений прозвучали в одноименном концерте в исполнении хора Храма Воскресения Христова под управлением Анастасии Син.

 

Составлено по материалам:
1.Михаил Скабалланович. Толковый Типикон
2.Архимандрит Киприан (Керн). Евхаристия. Отдел 2. Объяснение Литургии. Продолжение
3.Е. Кустовский. «Причастный Стих». Предисловие
4.Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. Киноник. Свящ. А. Петровский