Храм Воскресения Христова в поселке Быково

А. С. Пушкин в Михайловском

  • А. С. Пушкин. Худ. О. А. Кипренский

«А. С. Пушкин в Михайловском» – тема очередного заседания лектория «Православие и российская словесность», прошедшего в лекционном зале храма Воскресения Христова 27 ноября 2016 года.

«Нужна ли православному человеку художественная литература? Не достаточно ли чтения Священного Писания и творений Святых Отцов?» – такие вопросы рано или поздно задает себе каждый христианин. Ответы на них находим в жизнеописаниях православных старцев и в размышлениях духовных писателей.

Преподобный старец Варсонофий Оптинский, часто цитируя в своих беседах А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, А. С. Хомякова, говорил: «Лучшие писатели наши стремились к Богу». По словам старца, в произведениях великих писателей и художников сквозит «тоска о потерянном блаженстве».

Православный философ И. А. Ильин, высоко ценивший эстетические достоинства творений Пушкина, на первое место, как и преподобный Варсонофий, ставил духовное и историческое значение нашего великого поэта: «Пушкин учил Россию видеть Бога и этим видением утверждать и укреплять свои сокровенные, от Господа данные национально-духовные силы», – писал И. А. Ильин в статье «Пророческое призвание Пушкина» (1937).

Исключительное для начала XIX века самосознание – осмысление занятий поэтических, литературных как особого дела, как призвания – сформировалось у Пушкина еще в Лицее. Позже, в написанном в Михайловском стихотворении «Пророк» (1826), эти мысли под пером уже зрелого писателя нашли свое совершенное выражение. Основываясь на мотивах VI главы библейской книги пророка Исайи, Пушкин иносказательно изобразил пророческое назначение поэта:

Как труп в пустыне я лежал,
И Бога глас ко мне воззвал:
«Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею Моей,
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей».

  • Околица Михайловского

Именно в сельце Михайловском, в родовом имении поэта, затерянном в глуши Псковской губернии, отделенном от шума столиц и журнальной суеты глухими лесами и необъятными полями, суждено было Пушкину познать неведомую ему прежде радость творчества:

…здесь меня таинственным щитом
Святое Провиденье осенило,
Поэзия, как Ангел утешитель, 
Спасла меня, и я воскрес душой.

  • Святогорский монастырь

Благотворное влияние на душу поэта оказала близость Михайловского к Святогорскому монастырю – древней обители, построенной в царствование Иоанна Грозного. Пушкин часто приходил туда и, получив благословение настоятеля, читал древние рукописи в монастырской библиотеке. Эта кропотливая работа помогла поэту в создании трагедии «Борис Годунов», которая была начата в ноябре – декабре 1824 года и закончена 7 ноября 1825 года.

В Михайловском были написаны центральные главы «Евгения Онегина», поэма «Граф Нулин», окончена поэма «Цыганы», задуманы драма «Русалка», «маленькие трагедии» – «Скупой рыцарь», «Моцарт и Сальери», «Каменный гость», а также множество стихотворений, среди которых «К морю», «Разговор книгопродавца с поэтом», «Как жениться задумал старый арап», «19 октября» (1825), «Зимний вечер», «Сцена из Фауста», «Зимняя дорога», «Няне», «И. И. Пущину», «Признание».

  • Савкино

Величественная красота русской природы, древние псковские курганы и городища, общение с крестьянами, задушевные беседы с любимой няней Ариной Родионовной, рассказанные ею сказки, которыми Пушкин, по его словам, вознаграждал «недостатки проклятого своего воспитания», – все это послужило источником вдохновения:

Все волновало нежный ум:
Цветущий луг, луны блистанье,
В часовне ветхой бури шум,
Старушки чудное преданье.

  • А. С. Пушкин и И. И. Пущин
  • А. П. Керн

Одиночество Пушкина в период михайловского изгнанья (1824–1826) скрасили краткие встречи с навестившими его лицейскими друзьями: Иваном Ивановичем Пущиным, Антоном Антоновичем Дельвигом, Александром Михайловичем Горчаковым. Отрадным и вдохновившим Пушкина на создание многих лирических стихотворений было общение с семейством Прасковьи Александровны Осиповой-Вульф, жившем в соседнем имении Тригорское. Там же поэт возобновил знакомство с приехавшей погостить к родственникам Анной Петровной Керн, которой посвятил стихотворение «Я помню чудное мгновенье».

Бывал также Пушкин в находящемся неподалеку от Михайловского имении Петровское у своих родственников Ганнибалов:

В деревне, где Петра питомец,
Царей, цариц любимый раб
И их забытый однодомец,
Скрывался прадед мой арап,

Где, позабыв Елисаветы
И двор, и пышные обеты,
Под сенью липовых аллей
Он думал в охлажденны леты
О дальней Африке своей...

  • Дом в Петровском

В романе «Арап Петра Великого» (1827) Пушкин создал картину русской жизни в царствование Петра I. Позже, в 1830-е годы, он обратился к этой теме уже как историограф и начал писать «Историю Петра Великого», но эту работу прервала смерть...

Не суждено было также исполниться планам поэта на устройство своего рабочего кабинета в деревне, о чем он так мечтал в последние годы жизни.

Осенью 1835 года, во время пребывания в Михайловском, Пушкин создал стихотворение «Вновь я посетил...», которое при публикации неслучайно было озаглавлено В. А. Жуковским «Опять на родине». По признанию самого поэта, именно в этом уголке России духовные силы его достигли полного развития, именно здесь он почувствовал в себе силы к вдохновенному творческому труду.

В последний раз Пушкин приехал в родные места незадолго до своей кончины, в апреле 1836 года, чтобы похоронить в Святогорском монастыре свою мать Надежду Осиповну. Себя он завещал похоронить там же.

И хоть бесчувственному телу
Равно повсюду истлевать,
Но ближе к милому пределу
Мне всё б хотелось почивать...

6 февраля 1837 Пушкина похоронили у алтарной стены Успенского собора Святогорского монастыря...

  • Святогорский монастырь. Могила Пушкина

Стихотворения поэта прозвучали в исполнении Татьяны Васильевны Шамониной, Владимира Владимировича Дмитриева, Надежды Пшеничкиной, а также юных прихожан храма: Анны Караевой, Максима и Георгия Пшеничкиных, Михаила Кохана, Глеба Жижченко.

Музыкальная часть заседания была представлена произведениями русских композиторов в исполнении хора под управлением Анастасии Син, а также солистов: Анны Дмитриевой и Антония Харитонова, аккомпанировала Ирина Юрьевна Василенко.

В подготовке и проведении заседания лектория принимали участие Елена Владимировна Ульянова, Владимир Владимирович Дмитриев и Марина Анатольевна Можарова.