Вечер памяти Федора Ивановича Тютчева
15 ноября 2015 года в лекционном зале храма Воскресения Христова прошло очередное заседание лектория «Православие и российская словесность». Оно было посвящено жизни и творчеству Федора Ивановича Тютчева (1803 – 1873).
Великий русский поэт и мыслитель, младший современник А. С. Пушкина, занял особое место в истории русской литературы, продолжив ее традиции и открыв неведомые дотоле поэтические горизонты.
С детства владевший несколькими иностранными языками и уже в 13 лет с успехом переводивший оды Горация, Ф. И. Тютчев в 14-летнем возрасте стал вольнослушателем и вскоре студентом Словесного отделения Московского университета. В 16 лет будущий поэт был избран членом Общества любителей российской словесности, в Трудах которого и появились его первые литературные опыты.
Творчество Ф. И. Тютчева получило известность в среде читающей русской публики в 1836 году благодаря публикации его стихотворений в пушкинском «Современнике». Отдельными сборниками произведения поэта, не стремившегося к профессиональной литературной деятельности, выходили при его жизни всего дважды – в 1854 и 1868 годах.
Поэтический дар Ф. И. Тютчева сразу же был высоко оценен писателями-современниками: В. А. Жуковским, П. А. Вяземским, А. С. Пушкиным, Н. А. Некрасовым. И. С. Тургенев, Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский не раз в своем творчестве обращались к поэзии Ф. И. Тютчева, цитируя строки его стихотворений.
Определяющим в мироощущении Ф. И. Тютчева по праву считается стихотворение «Silentium!» <Молчание! (лат.)>. По словам Л. Н. Толстого, часто читавшего это стихотворение наизусть, «чем уединеннее человек, тем слышнее ему всегда зовущий его голос Бога». Поэт Вячеслав Иванов видел в этом произведении «тайные знамения великой и несказанной музыки духа».
Проведя более 20 лет на службе за границей, Ф. И. Тютчев внутренне ничуть не отдалится от родины и даже стал ей ближе. По словам его биографа И. С. Аксакова, «любовь к России, вера в ее будущее, убеждение в ее верховном историческом призвании владели Тютчевым могущественно, упорно, безраздельно, с самых ранних лет и до последнего издыхания. Они жили в нем на степени какой-то стихийной силы, более властительной, чем всякое иное, личное чувство. Россия была для него высшим интересом жизни: к ней устремлялись его мысли на смертном одре».
Ф. И. Тютчев мечтал о союзе России со славянскими народами – Всемирной монархии – и верил, что она возможна, но не на основе единства «железа и крови», утвержденного канцлером Германской империи Отто фон Бисмарком в период франко-прусской войны (1870–1871), а на началах Православия, без которого не может быть подлинного народного и государственного единства. Мысль эта выражена поэтом в пророческом стихотворении «Два единства» (1870):
Из переполненной Господним гневом чаши
Кровь льется через край, и Запад тонет в ней –
Кровь хлынет и на вас, друзья и братья наши –
Славянский мир, сомкнись тесней...
«Единство, – возвестил оракул наших дней, –
Быть может спаяно железом лишь и кровью...»
Но мы попробуем спаять его любовью –
А там увидим, что прочней...
Философские и лирические стихотворения Ф. И. Тютчева заставляют поражаться глубине его мыслей и неисчерпаемому богатству русского языка, которым поэт владел в совершенстве.
На заседании лектория стихотворения Ф. И. Тютчева: «Silentium!», «29-ое января 1837», «Осенний вечер», «Есть в осени первоначальной...», «Чародейкою Зимою...», «Зима недаром злится...», «Весенние воды», «Весенняя гроза», «Теперь тебе не до стихов...», «Эти бедные селенья...», «Умом – Россию не понять...», «Чему бы жизнь нас ни учила...», «Чему бы жизнь нас ни учила...», «Нам не дано предугадать...» – прозвучали в исполнении Татьяны Васильевны Шамониной, а также юных чтецов: Глеба Жижченко, Варвары Калмыковой, Анны Караевой, Анны Шаровой, Евгении Штейн, Максима и Георгия Пшеничкиных, Ксении Син, Александра Блажкина, Иулиании Шаровой, Александра Кохана, Кирилла Бескова, Мелитины Марголиной. Романс на стихи Ф. И. Тютчева «Я встретил вас...» исполнили Анастасия и Михаил Син, аккомпанировала Ирина Юрьевна Василенко. Завершило литературно-музыкальную композицию, посвященную памяти великого поэта, «Рондо» Ф. Шуберта в исполнении Глеба Жижченко.
В подготовке и проведении заседания лектория принимали участие Елена Владимировна Ульянова и Марина Анатольевна Можарова.